Эти строчки написаны Василием Шараповым в книге своих воспоминаний, которую он назвал «Листая страницы жизни». Но люди говорили о 100 и более погибших, так как трагедия на Минском радиозаводе в 1972 году по количеству и масштабам разрушений стала самой крупной со времен ВОВ.
Они не знали, что предпринять
Центральные газеты СССР опубликовали в марте 1972 года заметки, в которых сообщалось, что на Минском радиозаводе, в цехе, где делали футляры, произошла крупная авария. Но в этих сообщениях подробностей не было, только скупо обозначили, что есть раненые и погибшие.
Взрыв прогремел около 8 часов вечера10 марта 1972 года в одном из зданий, где находился футлярный цех радиозавода. Люди в это время трудились во вторую смену – находились на рабочих местах, было невозможно определить, сколько человек погибло в тот момент.
Большая часть сотрудников оказалась под завалами, которые спасатели разбирали несколько суток. Людей в 12 градусный мороз извлекали из-под обломков рухнувшего здания. С. Антонович, журналист из Белоруссии, изучивший материалы дела о взрыве, писал, что в этой аварии пострадали порядка 250 человек, а больше 100 спасти не удалось.
Можно было бы избежать такого большого числа жертв, если бы пожарные, которые прибыли на место сразу после сигнала о взрыве, знали, что конкретно надо делать в таких случаях. Но они не знали, так как происшествие столь крупного масштаба было первым в истории Белоруссии со времен войны. Тогда пожарные стали обливать завалы ледяными струями воды, а в те дни погода и так была не теплой – температура воздуха была около -12 С. Возможно, что кто-то под завалами погиб и от переохлаждения.
Причина взрыва – банальная пыль
Из Москвы приехала комиссия, которая принялась устанавливать причины катастрофы. А город уже полнился самыми невероятными слухами о причинах трагедии. Некоторые были уверены, что кто-то устроил диверсию. Даже первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Петр Машеров утверждал, что со стороны руководства Минского радиозавода не было никаких ошибок, и что это, скорее всего «эхо войны». Якобы где-то под заводом есть тоннели, в которых во время ВОВ находились склады с оружием и боеприпасами. Может быть, что-то осталось, и взорвалось.
Но были и те, кто держался другой версии. По утверждению начальника цеха Николая Хомива во взрыве виновата плохая система очистки от пыли, которая образовывалась во время шлифовки футляров. Пыль была опасная и сама при определенных температурах могла загореться. Именно в тот день при измерении концентрации пылевых отходов в воздухе показатель превысил норму в 13 раз.
Н. Хомив много раз сообщал про ошибку в проекте цеха, что сделали специалисты из Ленинграда. И вообще изначально цех был спроектирован под текстильное производство. Но в ответ он получал лишь отписки. И вот авария произошла. Более того, про плохую работу фильтров очистки сообщал и главный энергетик завода – Замойский в своих отчетах на имя директора Минского радиозавода Захаренко. На что директор ответил, чтобы Замойский не «влезал в эту химию», что других забот полно.
Как наказали виновных в аварии
Комиссия из Москвы пришла к выводу, что пыль всему виной – это подтвердились слова Хомива и Замойского, что проект завода содержал целый ряд грубейших ошибок. Хомив обвинял во всем Ленинградский институт, который занимался проектированием заводского оборудования. Арестовали директора института и некоторых инженеров, принимавших участие в проекте.
Помимо них под стражей оказались директор радиозавода Захаренко, главный инженер Куцер, и сам Хомив, бывший начальником цеха. После суда виновные получили разные сроки наказания, от 1 года до 3 лет. При этом учитывались правительственные награды, возраст и наличие детей. Правда, потом с Николая Хомива судимость сняли, так как он не раз предупреждал всех об опасности.
Но точку в истории не поставили и по сей день. Потому что в разных источниках указано разное число жертв: в начале статьи мы писали о 46 погибших, для которых вырыли могилы на 2 больше. Сам Николай Хомив считает, что было 106 жертв, а в издании «Охрана труда и социальное страхование» указана цифра в 114 человек, для которых тот злополучный рабочий вечер оказался последним в жизни.