— А вот это настоящее везение, — сказал один из «черноархеологов», вероятно, наиболее просвещенный в истории. — Возможно, это могила самого Крёза — царя Лидии. Невероятно богатого человека. Уверен, внутри есть чем поживиться.
Однако добраться до сокровищ оказалось непросто. Твердый камень никак не желал поддаваться ломам и киркам. И тогда, в ночь на 6 июня 1966 года, копатели решили гробницу взорвать.
— Ты уверен, что это правильная идея? — сомневался самый просвещенный из археологов, тот самый, который вспомнил про Крёза. — Ведь сколько всего будет стерто в порошок! Включая останки самого Крёза.
— А у нас есть другой выход? — отвечал главарь банды, наиболее решительный и наиболее жадный. — В любом случае, что-то ценное мы получим.
И гробницу взорвали.
Сейчас уже никто не скажет, сколько бесценных раритетов оказались уничтоженными, очевидно, что много. Но и черным археологам кое-что досталось — многочисленные монеты Лидийского царства из золота и электрума (сплава золота и серебра), детали одежды из драгметаллов, изысканные украшения, в числе которых — изумительнейшая золотая брошь в виде гиппокампа, мифического существа с телом лошадь и рыбьим хвостом. Всего — около трех сотен бесценных предметов, помнящих дыхание лидийских царей и цариц.
— Нет, это не могила Крёза, — со знающим видом заявил просвещенный копатель. — Это явно женское захоронение. Тут была похоронена какая-то лидийская принцесса.
— И ничего страшного, — отвечал главарь. — Посмотри, сколько всего ценного. Принцесса была богата, и мы теперь богаты!
И действительно, «черные копатели» поправили свое финансовое положение. В течение года они еще занимались поисками в провинциях Ушак и Маниса, после чего бесценные артефакты из саркофага Лидийского царства за круглую сумму попали в руки любителя антиквариата и богатого коллекционера из США Джона Якоба Клеймана (есть версия, что этот человек и был настоящим главарем банды черных археологов, специализировавшейся на лидийских ценностях). Как бы то ни было, но турецкая таможня секретную операцию прошляпила, и Лидийский клад оказался за океаном.
Впрочем, у Клеймана раритеты не задержались. Почти сразу он их продал Метрополитен-музею в Нью-Йорке, причем сумма сделки перевалила за миллион долларов.
Почти два десятилетия сокровища Лидийского клада спокойно хранились в американском музее и никого кроме ценителей старины не интересовали. но в 1984 году турецкий журналист Озген Акар, листая каталог, зацепился взглядом за изображение золотого гиппокампа. «Я его явно где-то видел, — подумал журналист, — вот, только где?» Потом он вспомнил, что давным давно знакомый показывал фотографию раритета, найденного где-то на западе Турции. Акар стал внимательно изучать каталог, а затем обратился в министерство культуры Турции:
— Господа, нас обокрали!
Руководство Метрополитен-музея, конечно, ни в каких грехах признаваться не собиралось. На официальный запрос было отвечено, что все раритеты, которые турками обозначаются как якобы «входящие в состав лидийского клада» на самом деле были обнаружены не в Турции, а на востоке Греции. Какие претензии? Какая еще лидийская принцесса? Однако Озген Акар и турецкие чиновники не унимались. И в 1993 году американский музей все-таки вернул сокровища древней Лидии на историческую родину — 366 драгоценных предмета из Лидийского клада, в том числе и золотой гиппокамп, украсили коллекцию археологического музея Ушака.
Казалось бы все, точки над «i» расставлены, справедливость восторжествовала. Однако в этой истории произошел еще один лихой детективный поворот. Золотая брошь в виде гиппокампа оказала какое-то магическое воздействие на директора музея Ушака Казима Акбийикоглу — между прочим, опытного археолога, борца с расхитителями гробниц, человека, который принимал самое активное участие в том, чтобы вернуть Лидийский клад на родину. Журналист Акар признавался:
— Господин Акбийикглу оказал неоценимую помощь в том, чтобы американцы вернули нам сокровища.
Но люди меняются. А может, древние раритеты действительно могут оказывать на нас какое-то невероятное влияние. Как бы то ни было, но однажды, в 2005 году, директор музея решился: он выкрал золотого гиппокампа, заменив ее подделкой.
Примерно через год тайное стало явным. На Казима Акбийикоглу настучал кто-то из сотрудников его музея. Эксперты проверили гиппокампа и оказалось, что он весит 23,5 грамма, хотя оригинал весил чуть более 14-ти граммов. Директора взяли под стражу, он признался в краже и рассказал, что продал брошь одному из торговцев черным антиквариатом. А на полученные деньги расплатился по огромным долгам, которые приобрел, будучи не только любителем археологии и истории, но и завсегдатаем игорных домов в Измире.
Поиски золотого гиппокампа продолжались более семи лет. В конце концов на след лидийской драгоценности удалось наткнуться в Германии. Немцы в отличие от американцев спорить не стали и вернули брошь в Турцию. А Казима Акбийикоглу и нескольких сотрудников его музея (которых признали сообщниками) отдали под суд. В 2009-м директора приговорили к 13 годам лишения свободы. Рассказывают, что в последнем слове Акбийикоглу произнес:
— Я подозревал, что с этой золотой брошью не все в порядке, я чувствовал, что на ней лежит проклятие. Теперь я в этом убедился.
Интересно было бы узнать, как сложилась жизнь у тех копателей, которые взорвали гробницу лидийской принцессы и обнаружили в числе прочего золотого гиппокампа. Но на сей счет история умалчивает.