Проклятие принцессы: захватывающая история Лидийского клада


Эта история началась 56 лет назад. В окрестностях деревни Гюре в провинции Ушак на западе Турции орудовала банда «черных археологов». Искатели древних сокровищ тянули из насыщенной культурными ценностями земли всё, что попадало под руку, точнее, под лопату. Но до поры трофеи ограничивались лишь какой-то не слишком интересной и не очень дорогой мелочевкой. Невезение продолжалось, пока копатели в одном из погребальных курганов не наткнулись на сложенную из камня камеру, в которой была захоронена явно влиятельная и богатая особа.
Золотой гиппокамп из Лидийского клада.

— А вот это настоящее везение, — сказал один из «черноархеологов», вероятно, наиболее просвещенный в истории. — Возможно, это могила самого Крёза — царя Лидии. Невероятно богатого человека. Уверен, внутри есть чем поживиться.

Однако добраться до сокровищ оказалось непросто. Твердый камень никак не желал поддаваться ломам и киркам. И тогда, в ночь на 6 июня 1966 года, копатели решили гробницу взорвать.

— Ты уверен, что это правильная идея? — сомневался самый просвещенный из археологов, тот самый, который вспомнил про Крёза. — Ведь сколько всего будет стерто в порошок! Включая останки самого Крёза.

— А у нас есть другой выход? — отвечал главарь банды, наиболее решительный и наиболее жадный. — В любом случае, что-то ценное мы получим.

И гробницу взорвали.

Сейчас уже никто не скажет, сколько бесценных раритетов оказались уничтоженными, очевидно, что много. Но и черным археологам кое-что досталось — многочисленные монеты Лидийского царства из золота и электрума (сплава золота и серебра), детали одежды из драгметаллов, изысканные украшения, в числе которых — изумительнейшая золотая брошь в виде гиппокампа, мифического существа с телом лошадь и рыбьим хвостом. Всего — около трех сотен бесценных предметов, помнящих дыхание лидийских царей и цариц.

— Нет, это не могила Крёза, — со знающим видом заявил просвещенный копатель. — Это явно женское захоронение. Тут была похоронена какая-то лидийская принцесса.

— И ничего страшного, — отвечал главарь. — Посмотри, сколько всего ценного. Принцесса была богата, и мы теперь богаты!

Вес золотой броши - 14,3 грамма.

И действительно, «черные копатели» поправили свое финансовое положение. В течение года они еще занимались поисками в провинциях Ушак и Маниса, после чего бесценные артефакты из саркофага Лидийского царства за круглую сумму попали в руки любителя антиквариата и богатого коллекционера из США Джона Якоба Клеймана (есть версия, что этот человек и был настоящим главарем банды черных археологов, специализировавшейся на лидийских ценностях). Как бы то ни было, но турецкая таможня секретную операцию прошляпила, и Лидийский клад оказался за океаном.

Впрочем, у Клеймана раритеты не задержались. Почти сразу он их продал Метрополитен-музею в Нью-Йорке, причем сумма сделки перевалила за миллион долларов.

Сосуд с изображением воинов из Лидийского клада.

Почти два десятилетия сокровища Лидийского клада спокойно хранились в американском музее и никого кроме ценителей старины не интересовали. но в 1984 году турецкий журналист Озген Акар, листая каталог, зацепился взглядом за изображение золотого гиппокампа. «Я его явно где-то видел, — подумал журналист, — вот, только где?» Потом он вспомнил, что давным давно знакомый показывал фотографию раритета, найденного где-то на западе Турции. Акар стал внимательно изучать каталог, а затем обратился в министерство культуры Турции:

— Господа, нас обокрали!

Руководство Метрополитен-музея, конечно, ни в каких грехах признаваться не собиралось. На официальный запрос было отвечено, что все раритеты, которые турками обозначаются как якобы «входящие в состав лидийского клада» на самом деле были обнаружены не в Турции, а на востоке Греции. Какие претензии? Какая еще лидийская принцесса? Однако Озген Акар и турецкие чиновники не унимались. И в 1993 году американский музей все-таки вернул сокровища древней Лидии на историческую родину — 366 драгоценных предмета из Лидийского клада, в том числе и золотой гиппокамп, украсили коллекцию археологического музея Ушака.

Казалось бы все, точки над «i» расставлены, справедливость восторжествовала. Однако в этой истории произошел еще один лихой детективный поворот. Золотая брошь в виде гиппокампа оказала какое-то магическое воздействие на директора музея Ушака Казима Акбийикоглу — между прочим, опытного археолога, борца с расхитителями гробниц, человека, который принимал самое активное участие в том, чтобы вернуть Лидийский клад на родину. Журналист Акар признавался:

— Господин Акбийикглу оказал неоценимую помощь в том, чтобы американцы вернули нам сокровища.

Но люди меняются. А может, древние раритеты действительно могут оказывать на нас какое-то невероятное влияние. Как бы то ни было, но однажды, в 2005 году, директор музея решился: он выкрал золотого гиппокампа, заменив ее подделкой.

Казим Акбийикоглу.

Примерно через год тайное стало явным. На Казима Акбийикоглу настучал кто-то из сотрудников его музея. Эксперты проверили гиппокампа и оказалось, что он весит 23,5 грамма, хотя оригинал весил чуть более 14-ти граммов. Директора взяли под стражу, он признался в краже и рассказал, что продал брошь одному из торговцев черным антиквариатом. А на полученные деньги расплатился по огромным долгам, которые приобрел, будучи не только любителем археологии и истории, но и завсегдатаем игорных домов в Измире.

Поиски золотого гиппокампа продолжались более семи лет. В конце концов на след лидийской драгоценности удалось наткнуться в Германии. Немцы в отличие от американцев спорить не стали и вернули брошь в Турцию. А Казима Акбийикоглу и нескольких сотрудников его музея (которых признали сообщниками) отдали под суд. В 2009-м директора приговорили к 13 годам лишения свободы. Рассказывают, что в последнем слове Акбийикоглу произнес:

— Я подозревал, что с этой золотой брошью не все в порядке, я чувствовал, что на ней лежит проклятие. Теперь я в этом убедился.

Интересно было бы узнать, как сложилась жизнь у тех копателей, которые взорвали гробницу лидийской принцессы и обнаружили в числе прочего золотого гиппокампа. Но на сей счет история умалчивает.