За что Маркс и Энгельс не любили славян


«Основоположники научного коммунизма» — Карл Маркс и Фридрих Энгельс – всю жизнь демонстрировали ненависть к славянам, особенно к русским. Единственным славянским народом, не вызывавшим у них такой неприязни, были поляки. Советским «жрецам» коммунистической религии приходилось отчаянно скрывать это отношение «основоположников». Потому, в частности, не все их работы были переведены на русский язык, и не существует полного собрания сочинений Маркса и Энгельса. Но их отношение проскальзывало даже в публиковавшихся работах.
Карл Маркс (1818 - 1882 гг) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895 гг)

Славяне и панславизм

Одной из характерных является книга Энгельса «Революция и контрреволюция в Германии», написанная в 1852 году и повествовавшая о событиях недавних 1848-1849 гг. По Энгельсу выходило, что именно позиция славян, поддержавших абсолютизм, помешала Австрии и Германии реализовать цели революции.

Молодой Энгельс (в 1850-х годах)

«Существует 22 миллиона поляков, 45 миллионов русских, 8 миллионов сербов и болгар; почему бы не составить мощную конфедерацию из всех 80 миллионов славян, чтобы оттеснить или уничтожить непрошенных гостей, вторгшихся на святую славянскую землю, — турок, венгров и прежде всего ненавистных и тем не менее необходимых немцев?! — так гротескно изображал Энгельс стремления славянских народов. — Таким-то образом в кабинетах нескольких славянских историков-дилетантов возникло это нелепое антиисторическое движение, поставившее себе целью ни много ни мало как подчинить цивилизованный Запад варварскому Востоку, город деревне, торговлю, промышленность, духовную культуру – примитивному земледелию славян-крепостных. Но за этой нелепой теорией стояла грозная действительность в лице Российской империи – той империи, в каждом шаге которой обнаруживается претензия рассматривать всю Европу как достояние славянского племени и в особенности единственной энергичной его части – русских».

Прага в середина XIX века

Особенно досталось от Энгельса чехам:

«Богемия может впредь существовать лишь в качестве составной части Германии, даже если бы часть её жителей в течение веков всё ещё продолжала говорить не на немецком языке».

Россия и поляки

В 1857 году, по свежим воспоминаниям о Крымской войне, Карл Маркс написал незаконченную работу «Разоблачения дипломатической истории XVIII века», которую в советских источниках часто называли «Тайной дипломатией XVIII века», но никогда не переводили целиком. Впервые её русский перевод был опубликован только в 1990 году. В ней есть краткий исторический очерк, как Маркс представлял себе возвышение России. Приведём его резюме:

«Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира».

Карл Маркс на рубеже 1830-х-1840-х годов

Итак, все славяне выполняют реакционную роль постольку, поскольку есть реакционное государство, вдохновляющее их на эти цели – Российская империя.

Исключение «основоположники» допускали только для поляков. Они при всяком удобном случае делали реверансы в пользу этой нации. Почему? Да потому, что с восстанием поляков против Российской империи Маркс и Энгельс связывали надежды на развал этой последней.