Когда родители – китайские коммунисты
Мао Аньин родился 24 октября 1922 года. Он был первенцем Мао Цзедуна, старшим ребенком его второй жены Ян Кайхуэй (впрочем, первый брак Мао был исключительно формальным). Молодая женщина полностью разделяла убеждения своего супруга, и, несмотря на рождение троих детей (у Аньина появилось 2 младших брата) была активной коммунисткой и выполняла сложные партийные поручения.
Быть ребенком пары коммунистов в то время в Китае было просто опасно. Осенью 1930 года Ян Кайхуэй была арестована, подвергнута пыткам и казнена. По некоторым данным дети тоже находились в заключении, стали свидетелями пыток и смерти матери, а затем оказались на улице.
Мао Цзедун же с семьей в то время не жил – из соображений безопасности и по политической необходимости. Мальчики оказались сиротами-бродяжками, и Аньин в свои 8 лет был из них старшим!
Самый маленький из братьев вскоре умер, но двое уцелели. Им оказали помощь люди, сочувствующие коммунистам. Мао тоже искал своих сыновей, и в 1936 году нашел их. Но его судьба оставалась неверной – он был одним из командиров китайской Красной армии, шла война с Японией и правящей партией гоминьдан. Поэтому Мао отправил детей в СССР – его там уважали, и мальчики могли рассчитывать на хороший прием.
Приют интернационалистов
В то время в СССР был такой Ивановский интернациональный детский дом. Там проживали дети иностранных коммунистов и революционеров, чьи родители погибли или попали в заключение в своих странах. Туда и определили мальчиков Мао.
Чьи это дети – не афишировалось. Мальчикам дали русские имена Сергей и Николай. Насчет того, какую фамилию носил Аньин в интернате, информация неточна. Упоминаются варианты Юнфу, Маев и даже Аньин (то есть в фамилию переделали настоящее имя).
Наследники Мао росли, как настоящие советские комсомольцы. Аньин хорошо изучил русский и немецкий языки. В его намерения входило стать переводчиком. Когда началась Великая Отечественная, ему шел 19-й год.
Тут понимать надо: Мао Цзедун был одним из создателей китайской Красной армии, а в Китае старший сын по определению является продолжателем дела отца! Кроме того, второй брат, Аньцин, имел серьезные нарушения здоровья. И юный наследник Мао потребовал, чтобы его отправили на фронт.
Политрук Сергей Маев
Это оказалось совсем непросто – юношу не хотели посылать воевать! Но Аньин, истинный сын своего отца, отступаться не пожелал. Он взял да и обратился со своей просьбой к самому Сталину!
Юный китаец заявил, что СССР – такая же его Родина, как и Китай. Он просил об отправке на войну как о привилегии, и не поленился отправить и второе, и третье письмо, когда реакции на первое не последовало. Ответного письма он не получил, но его настойчивость возымела действие, ибо в интернате неожиданно появился представитель Коминтерна для обстоятельной беседы с Мао Аньином. И после нее юноша оказался в школе подготовки сержантского состава.
Сержантом он не стал – его сразу направили на учебу сперва в Военно-политическую академию, потом в академию Фрунзе. Заодно была установлена связь с Мао Цзедуном, и он поддержал стремление сына идти на войну и выразил ему официальное одобрение как отец. В 1944 году лейтенант Сергей Маев отправился на 2-й белорусский фронт в танковую роту замполитом. Конечно, командование части знало, кто он. Но младшие командиры и рядовые бойцы так ничего и не узнали. Мало ли в СССР разных народностей – может, бурят, может, еще кто…
Замполит Сергей Маев был честным, добросовестным офицером. Со своей частью он прошел Польшу и Чехословакию и встретил Победу в Берлине.
Но война для него на этом не закончилась. Было только справедливо, что Сергей Маев оказался в числе тех бойцов и командиров, кто из побежденной Германии отправился через континент на Дальний Восток – сражаться против японской Квантунской армии. Уже опытный фронтовик, он переходил Большой Хинган и сражался в провинции Чохар. Его ценили – Сергей Маев был удостоен ордена Красного знамени и медали «За боевые заслуги». Даже Сам Сталин удостоил его личного приема и вручил наградной именной пистолет.
Просто китайский боец
После войны Мао Аньин собирался учиться – он поступил в институт востоковедения в Москве. Но человек предполагает… Старшего сына затребовал домой Мао Цзедун – ведь мировая война в Китае превратилась в войну гражданскую.
Ветеран Великой Отечественной, Мао Аньин принял участие в гражданской войне на родине, приблизив момент создания КНР. Он имел смелость иногда не соглашаться с отцом, и однажды даже был направлен им на «трудовое перевоспитание». После завершения гражданской войны молодой человек счастливо женился.
Но войны на планете что-то никак не закончатся… В 1950 году Мао Аньин в качестве военного переводчика отправился в Корею – в составе китайского военного контингента. 25 ноября того же года он погиб под напалмовой бомбардировкой.
Молодой жене не сообщали о его смерти целых 3 года. И даже всесильный отец узнал о случившемся лишь через 2 месяца. Китайское командование в Корее очень боялось, что на них за это посыплются страшные кары. Но Мао сказал примерно следующее:
«Разве мой сын не может погибнуть за общее дело? Погиб простой боец».
Мао Аньин стал Героем КНДР посмертно. Эта награда составила достойный комплект с теми, что были вручены замполиту Сергею Маеву.