Всегда жалел о том, что такие красавцы, как бронепоезда, ушли в прошлое. Но, в феврале 2022 г. они вернулись. Вот, собрал, что получилось…
На вооружении российских ЖДВ состояло 4 бронепоезда: «Байкал», «Амур», «Терек» и «Дон». Их активно использовали во время 2-й операции в Чечне и последующих контртеррористических мероприятиях. В 2009 г. было принято решение об их разоружении и консервации. В 2016 г. их вернули на службу по приказу министра обороны Шойгу. С тех пор бронепоезда регулярно появлялись на различных учениях, а теперь один из них участвует в реальной военной операции.
Вагоны имеют защиту от стрелкового оружия и осколков снарядов. На некоторых участках конструкций предусматривается защита от малокалиберной артиллерии.
Бронепоезда способны:
1) перевозить важных пассажиров,
2) заниматься патрулированием,
3) противодействием диверсиям и засадам,
4) сопровождать гражданские и грузовые составы, защищая их от возможных нападений,
5) осуществлять разведку путей и определять их состояние,
6) прикрывать ремонтные подразделения,
7) поддерживать огнем любые другие подразделения, работающие вблизи путей.
Типовое снаряжение наших бронепоездов.
1. «Амур»
«Амур» «засветился» первым — помог вывезти в Крым иностранцев из опасной зоны. Посольства 8 государств обратились в МИД РФ с просьбой вывезти своих граждан из опасной зоны. Пассажирский состав из 5 вагонов сформировали в Херсонской области около Антоновки. Первым по маршруту прошел бронепоезд, за ним, под прикрытием – пассажирский состав. Военным удалось благополучно эвакуировать почти 250 человек. Построен бронепоезд был нестандартно:
1) открытая платформа;
2) маневровый тепловоз ТЭМ-18ДМ;
3) бронированный штабной вагон;
4-5) 2 платформы с грузом — один из них — грузовик (видимо, связь);
6-7) пассажирский и грузовой вагоны для перевозки личного состава;
8) платформа ПВО с 2-мя ЗСУ-23-2 с обеих сторон;
9) маневровый тепловоз ТЭМ-18ДМ;
10) бронированная платформа из состава бронелетучки БТЛ-1.
Видео с переправой «Амура» через Волгу в учениях 2016 г.
2. новый бронепоезд «Волга»
На боевое дежурство на Изюмском фронте заступил бронепоезд «Волга» Западного военного округа — новый спецсостав был изготовлен ЖДВ Западного военного округа уже в ходе проведения спецоперации на Украине. В его составе:
1) открытая платформа со шпалами;
2) полуоткрытая платформа с ЗСУ-23-2 спереди и в закрытой части — по 2 амбразуры для автоматчиков и 1 — для пулемётчиков на каждый борт;
3) бронированный маневровый тепловоз;
4-6) ещё 3 вагона.
3. новый бронепоезд «Енисей»
Бронепоезд «Енисей» Центрального военного округа довольно большой — поболе «Волги» будет: 11 элементов.
Судя по всему, носовая часть состоит из:
1) открытая платформа — на случай подрыва путей;
2) открытая платформа с бронированным укреплением спереди и мостками сзади — стоящая на платформе БМП-2 может съезжать на землю и использоваться отдельно от бронепоезда, а на платформе обеспечивает огневое прикрытие 20 мм автоматической пушкой;
3) полуоткрытая платформа, на передней открытой части — ЗСУ-23-2, которая обеспечивает прикрытие ПВО (от дронов, прежде всего) и огневое покрытие по бортам;
4) бронированный маневровый тепловоз;
5) бронированный вагон с амбразурами и открывающимися как у «теплушки» дверями;
6) платформа с укрытым грузом;
7) бронированный вагон с амбразурами и открывающимися как у «теплушки» дверями;
8) ещё один бронированный маневровый тепловоз;
9) ещё одна полуоткрытая платформа, на передней открытой части — ЗСУ-23-2;
10) ещё одна открытая платформа с бронированным укреплением спереди и мостками сзади, и стоящей на платформе БМП-2;
11) открытая платформа.
Фото со 2-й платформы неизвестного бронепоезда.
Оттуда же.
Видео с «Енисеем».
4-6. «Байкал», «Терек» и «Дон»
Где, интересно, они? Не участвуя в СВО, защищают рубежи Родины на других участках? На видео — «Байкал» в Ставропольском крае.
Подведём итоги: нельзя ни в коем случае отказываться в такой протяжённой и насыщенной железными дорогами стране, как Россия, от бронепоездов. 3 из них проявили себя в СВО. Радует, кстати, что бронепоездов стало 6, а не, как раньше. Учитывая протяжённость наших железных дорог, надо сделать ещё несколько. Я думаю, пара не помешала бы вдоль Прибалтики и Финляндии. Пара — на Кавказе. Пара — на Дальнем Востоке. И вдоль Казахстана пусть ходит. Имеющиеся нужно модернизировать, ставить на них современное вооружение (например, БМП-3 нужен с модулем «Эпоха» — чтобы у бронепоезда было 8 ПТУР «Корнет» + 16 МУР «Булат»), оснащать беспилотниками (для начала «Орланами-10»), делать их ресурсы модульными. Сейчас они снова успешно доказывают свою востребованность.
Бонус для дочитавших: бронепоезд БП-1
Будьте здоровы и берегите себя!