Многие представляют «Северный поток» как простую трубу, по которой природный газ перемещается на сотни километров по дну Балтийского моря.
На самом деле, труба в «Потоке» является лишь частью сложнейшей инфраструктуры. Причем частью наиболее простой.
Вся «начинка газопровода», если так можно выразиться, сосредоточена на концах этой трубы – на российском и германском берегах.
Например, знаете ли вы, что давление в трубе СП составляет 220 атмосфер? Для сравнения, в шине легкового автомобиля примерно в 100 раз меньшее давление (около 2,2 атмосфер). А в баллоне с бытовым газом – в 30 раз меньшее (около 7 атм).
Давление в 220 атмосфер равно давлению воды в море на глубине 2200 метров. При этом трубы «Северного потока» лежат в Балтийском море на максимальной глубине 210 метров. Давление воды на такой глубине – «всего» 21 атмосфера.
Получается, на стенки труб «Северного потока» (их толщина до 4 см) снаружи давит 21 атмосфера, а изнутри – 220 атмосфер. В 10 раз больше.
Естественно, для поддержания такого давления нужны очень сильные насосы. Или, правильнее, компрессорные станции.
Эти станции стоят на российском берегу. В качестве двигателей для насосов используются те самые газотурбинные установки.
На «Северном потоке» стоят турбины производства «Роллс Ройс».
Принцип устройства по-простому можно объяснить так: имеется вал, который вращается лопастями (лопатками). На лопатки подается сжатый раскаленный воздух, который и приводит их в движение.
Энергия для сжатия и нагрева воздуха берется из сжигания того же самого природного газа, который идет по «Потоку». Таким образом, турбинам не требуется дополнительных источников топлива. Они работают на том, что сами и качают.
КПД такой турбины – около 40%. То есть 40% энергии сгоревшего газа уходит на вращение, а 60% – теряется «просто так» в виде тепла.
Турбина разработана на базе авиационного двигателя (да, в современных самолетах используется примерно тот же принцип). Ее мощность – 66 000 кВт. Или, если в более понятных нам единицах – почти 90 000 лошадиных сил!
Для сравнение, мощность танка, в среднем, около 800-1000 лошадиных сил. Мощность тепловоза, который тянет товарные составы – 6000 лошадей. 90 000 л.с. на транспорте можно встретить разве что у больших кораблей и самолетов.
Одна из главных особенностей турбины «Северного потока» – она способна работать без остановок месяцами и годами. Как сообщает производитель, за 17 лет эксплуатации турбина простаивала всего 17 дней.
Представьте автомобиль, который завели и он годами работает на повышенных оборотах – только топливо подливать успевай. Не знаю, выдержит ли такой 17-летний режим работы обычный ДВС, но вот турбина «Роллс Ройс» – выдерживает.
Вращение от турбины передается на компрессор, который и загоняет газ в трубу под давлением 220 атмосфер. Всего таких турбин на «СП-1» – 6 штук.
Соответственно, если нет одной турбины – часть давления теряется. А нет достаточного давления – газа по трубе идет гораздо меньше. Все очень просто и объясняется простыми законами физики, которые западные политики, почему-то, не учитывают.