За полчаса до весны (часть 3)


Долго ли коротко ли, однако, жизнь шла – времена года сменяли друг друга, друзья уезжали, уходили, менялись. Старели родители. Появлялись – и без следа исчезали какие-то женщины. Правда, Андрей старался вообще забыть о своём заветном слове «Та!». Мало ли мы по молодости и глупости придумываем себе разного… «Без женщин жить нельзя на свете, нет»? Ну, может и так. Да только и с ними жить на свете сложно. Просто он научился принимать женщин как явление природы – дождь, к примеру. Когда жарко, дождь – благо. А когда долго идёт, уже нет. Всё хорошо в меру, как говорится.

Родители, особенно мама, переживали за сына. Ну что ж такое? Не получился первый брак – бывает, не у него одного…  Так что ж теперь – навсегда одному оставаться?

Сын вот, к сожалению, далеко живёт. Хотя вроде бы и связь не теряют, даже пару раз его на каникулы присылали – пообщаться, родной город посмотреть. Но всё равно парень живёт своей жизнью. И родным городом стал для него другой, южный город. Не северное, а южное море. Даже, по примеру отчима, собирается стать моряком. Ведёт себя с отцом и дедом с бабушкой вежливо, обходит острые темы, благодарит за подарки, за всё, что стараются они для него сделать. Воспитанный – ничего не скажешь.

Однако, сын уже почти взрослый. И почти чужой – как ни горько это сознавать. Хорошо хоть вот так общаются, у многих и этого нет.

Но сыном всю жизнь не наполнишь. Отчего ж не попытаться снова найти свой берег? Создать новую семью? Вон у Виолетты в новом браке две дочки подрастают. Конечно, с детьми – это уж как выйдет. Но хотя бы женщину  найти, чтобы кто-то был рядом – разве это невозможно? Так или примерно так периодически разговаривали с сыном родители – каждый на свой лад. И Андрей понимал, что у них за него болит душа, оттого и не препирался. Они-то всю жизнь рядышком прожили, поддерживая один другого – хотя и ворчат, и обижаются друг на друга, но всё равно даже не мыслят себе своей жизни по отдельности. И, конечно, понимают, каково будет сыну, когда они уйдут… Пока они рядом – он всё равно не один. А вот потом… Он ведь ещё не старый, как жить будет?

Андрей отмалчивался, отшучивался – но жизнь свою не менял. И ему казалось, что именно так ему и следовало жить. Минусов-то почти нет – одни плюсы. Многие его ровесники ему завидовали: как говорится, не клят, не мят…

Однажды хмурым осенним днём он в очередной раз поехал навестить родителей. В этот раз мама особенно настойчиво говорила с ним о его холостяцкой жизни, даже отец вмешался и тоже вставил кое-что от себя. В общем, навалились… Зашла соседка Лиза, знавшая его с давнишних времён, так они и её подключили к своему натиску. Лиза улыбнулась Андрею – мол, держись, дружок, понимаю, как тебе туго. Постаралась вывести его из-под удара – вроде бы и согласилась с родителями, но добавила, что ведь не может человек сам по себе, явочным порядком, назначить кого-то в спутники жизни. «Может быть– ещё сказала задумчиво – у Андрюши когда-то и был другой вариант, да он его пропустил, а сейчас не встречает никого нужного». И Лизе тогда досталось! Зачем это она всякую мистику тут разводит? Что значит – «был вариант, да пропустил»? Это что – вроде того, как сиди и жди у моря погоды, что тебе судьба пошлёт?

Лиза засмеялась и попросила у Софьи Борисовны баночку её знаменитого крыжовенного царского варенья. Как она ни старалась, у неё самой такого не получалось. А к ней должна вот-вот приехать её старинная подруга. Давно не виделись, хочется угостить Верочку чем-то особенным.

— Это какая Верочка? Та, что в Германию уехала? – отвлеклась мама, ища в шкафу варенье.

— Она самая – отвечала Лиза, незаметно подмигивая Андрею. План по отвлечению ударной силы противника, кажется, сработал.

Потому что дальше матушка переключилась на саму Лизу, на то, что та вот тоже никак не хочет свою собственную жизнь наладить. И чего ей не хватает? Симпатичная, с образованием, после смерти родителей – царствие им небесное! – в хорошей квартире полная хозяйка. А тоже, как и Андрей, непутёвая, всё одна кукует. Никак подходящего мужчину не найдёт – тоже мне, разборчивая невеста!

Лиза, вызвавшая огонь на себя, только улыбалась в ответ. Она жила в этом доме с самого своего рождения, её отец с мамой по-соседски дружили с родителями Андрея, она привыкла считать их кем-то вроде родственников. А когда её родители ушли один за другим в течение года, то тогда и поддержали её, как самая настоящая родня. И Лиза старалась теперь помочь старикам – у неё на самом деле близкой родни не было. Андрей считал Лизу кем-то вроде кузины, и нередко просил её сделать для мамы или отца то одно, то другое – он не всегда мог из-за занятости вовремя купить лекарство или забросить продукты. А Лизе нетрудно – она же прямо над родителями живёт. Ну и сам, конечно, тоже мог по-свойски помочь Лизухе – он её так с детсадовских времён звал – то кран поменять, то розетку починить.

В общем, визит к родителям, грозивший перерасти в серьёзные разборки, закончился вполне мирно: все сели пить чай с этим самым царским вареньем, действительно получавшимся у матери необыкновенно вкусным. Заодно банка и Андрею досталась: матушка вареньем дорожила, тем более, варилось оно долго и сложно, просто так поэтому на стол не ставилось, только в особенных случаях. А тут, расчувствовавшись, Софья Борисовна наделила и Лизу, и Андрея баночками с изумрудно отсвечивавшим на солнце фирменным вареньем.

Выйдя на площадку вместе с соседкой, Андрей чмокнул ту в щёчку:

— Ну, спасибо, Лизуха, выручила, ещё и царского варенья на халяву за компанию получил!

— Всегда пожалуйста! – отвечала Лиза. И быстро побежала вверх по лестнице, перешагивая через ступеньку.

«М-да – подумал Андрей. – Скачет Лизуха вон ещё как, прямо как в детстве. Она всегда всё делала быстро, в отличие от меня. А я уж сейчас вряд ли через ступеньку понесусь. Да и в детстве нечасто так делал».

И вот в этот самый день возвращался Андрей домой в троллейбусе. Машину он брать не стал, надоело ему за всю рабочую неделю руль крутить, по выходным он старался за него не садиться. И когда до его остановки оставалось немного, с соседнего сиденья встала и пошла к выходу старенькая женщина. Впрочем, пошла – громко сказано. Заковыляла. При этом волоча за собой довольно увесистую сумку на колёсиках.

Андрей не выдержал. Встал, перехватил у старушенции сумку, помог той спуститься, и сам вышел вместе с ней. Решил проводить её до дома. Ну как она с такой сумищей потащится куда-то, да ещё, может, и далеко? А ему тут до дома и пешком можно будет дойти. Так он старушке и сказал.

Та поблагодарила «любезного молодого человека» и показала куда идти. Вовсе недалеко от остановки стоял её дом. По дороге они обменялись мнениями о погоде – как всегда, ненастной в это время. Старушка спросила, откуда он едет. Андрей сказал. Та в ответ похвалила его, сказав, что он молодец, раз навещает родителей. Они, наверное, рады. Видно, и какими-то подарками его балуют – вон он пакет везёт. Андрей улыбнулся – да, мама всегда ему что-то из своих варений-солений старается всучить. А сегодня побаловала особенным подарком – крыжовенным вареньем.

— Неужто царским? – спросила старушка и даже остановилась.

— Да – кивнул Андрей.

— Ого! Это варенье редко кто варит – протянула старушка. – Уж слишком мороки с ним много. А нынешние хозяйки мороки не любят. Пойдут в соседний магазин, да и купят там чего-нибудь, чтобы время не тратить. А Ваша матушка – умница, раз такое варенье до сих пор сама варит.

— Ну да, она вообще любит всё это – согласился Андрей. – Хоть и здоровье у неё подводить стало, всё равно старается всякие разносолы делать.

— Надо же – царское варенье – мечтательно сказала старушка. – Я ведь когда-то давно и сама такое варила. Муж, сын, дочь – все его очень любили. А потом некому стало есть… а одной себе варить смысла не было…

— Спасибо, молодой человек! – вдруг сказала она. – Мы уже и добрались. За разговором незаметно дошли. Дальше я сама, у нас лифт есть.

— Всего доброго! – попрощался Андрей. – А знаете что, я хочу подарить Вам эту баночку маминого варенья! Считайте, это от нас с ней Вам подарок.

Он, вынув из пакета, протянул женщине своё царское варенье и уже собирался повернуться и уйти, как вдруг старушка остановила его:

— Благодарю Вас! Хочу и я Вам сделать подарок.

Андрей удивлённо посмотрел на неё.

— Да-да, хочу Вам кое-что подарить. И подарок этот непростой. Надеюсь, он Вам пригодится.

И старушка вынула из своей сумки маленький кошелёк, а оттуда достала прозрачную гранёную бусину.

— Возьмите эту бусину. Она может Вам помочь! Знаете, в нашей жизни часто так бывает: ждём-ждём счастливого случая, а его всё нет. Мы тогда унывать начинаем, даже Богу пеняем – мол, как это так, Господи, не так уж и много я прошу, а Ты мне даже нужного случая не пошлёшь. А того не знает человек, что случай-то ему посылали, даже и не раз, а он сам мимо прошёл, не заметил. Думаю, и у Вас есть такое недоумение. – Она лукаво улыбнулась. – Ну так вот это Ваше недоумение бусинка моя разрешить поможет. Вы найдите время, сядьте, подумайте о том, что у Вас никак не получается, потрите бусину, да и попросите её показать Вам тот поворот, ту развилочку, которую Вы пропустили. И за которой Вас ждало то, чего Вы желали. Если есть такой поворот – обязательно его увидите. Даже, может, не один – а столько, сколько их у Вас в жизни было. А вот что потом с этим делать – уж решать Вам самому. Берите, берите, не сомневайтесь. Мне эта бусина уже без надобности. Все мои развилочки и повороты я теперь сама знаю. А новых у меня уже и не будет. А Вам, глядишь, пригодится.

И почти насильно старушка впихнула бусину в руку Андрея.  Потом повернулась и зашла в подъезд.

А Андрей остался стоять во дворе, толком не понимая – что же это такое с ним сейчас произошло.

 

 

(продолжение следует)

© Леди Мелисандра