Последняя «Акула» уходит на покой! Почему флот списал самый большой РПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской».


Утром 20 июля стало известно, что одна из самых крупнейших атомных подлодок «Дмитрий Донской» будет списана и отправлена в утиль. Это был последний тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения пр. 941 «Акула».

Источник http://bastion-karpenko.ru/kartinki/941U_KRONSHTADT_170727_1_13.JPG

О характеристиках корабля есть статья и я оставлю ссылочку в конце. В этой статье хотел бы порассуждать о том почему ее вывели в резерв и есть ли смысл ее модернизировать.

Эта лодка рекордсмен во всем, а ее размеры можно сопоставить с 9-этажным домом на пять подъездов: длина – 172 метра, ширина – 23,3 метра, а высота – 26 метров. Водоизмещение корабля – 48 тысяч тонн. При этом подлодка развивала неплохую скорость: 20 км/ч на поверхности и 40 км/ч под водой. На корабле могут поместиться 160 человек, а в автономном плавании «Дмитрий Донской» продержится 120 дней.

Северсталь и Архангельск Источник https://www.ridus.ru/images/2019/10/16/992910/in_article_de61f06273.jpg

ТК-208 «Дмитрий Донской» стал головным кораблем серии из 6 лодок. Создавались они в противовес американским «Огайо». Но при распаде союза лодки остались без оружия. Так как эти лодки представляли наибольшую угрозу для наших вероятных «друзей», то все силы и деньги были брошены на то чтобы первыми под нож пошли они. Так же производство ракет для них стало невозможно после распада СССР. 3 лодки в начале 2000- порезали на металл. 3 осталось. «Архангельск» и «Северсталь стоят у пирса ждут решения своей судьбы.

Источник https://i.pinimg.com/originals/ec/8a/d7/ec8ad7a4cacb47e568661620b2fef75d.jpg

Судьба «Дмитрия Донского» сложилась иначе. Корабль вступил в строй в 1976 году. Нес службу на Северном флоте РФ. 20 сентября 1989 года перешёл в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У, в 1991 году работы были остановлены, и возобновлены только в 1996 году по проекту 941УМ. Работы были закончены в 2002 году, 7 октября 2002 года присвоено наименование «Дмитрий Донской», 26 июля 2002 года повторно введён в состав Северного флота, служил для испытаний новейшей на тот момент баллистической ракеты подводных лодок «Булава».

Корабль уникален, и подошёл на роль испытательного стенда как никто! Его огромные размеры и невероятная живучесть позволили бы ему пережить даже взрыв а ракетной шахте. Может быть, благодаря участию этого корабля флот получил новую современную твердотопливную МБР.

На сегодняшний момент кораблю 46 лет. Это почтенный возраст. Оставшиеся 2 корабля полмладше но не на много всем им уже по 40 лет. Вариантов для кораблей всего два, модернизация и переделка под носители калибров. Так как стратегические лодки все будут заменены лодками 4-го поколения пр. 955 «Борей» и «Борей-А».

Модернизация под носителя крылатых ракет, идея конечно хорошая но к сожалению нецелесообразная. Уж очень лодка большая. Если на модернизируемые сейчас лодки пр.949А помещается до 72 ракет, то на этой можно разместить больше 200 штук, там очень много места. Но это потянет за собой глобальную перестройку всей лодки. А это задача сложная и очень трудоемкая, учитывая возраст кораблей. Единственное предприятие которое способно отремонтировать эту махину это Севмаш, он занят строительством лодок 4-го поколения, Эта задача в приоритете. А лодки поменьше модернизируют даже на дальнем востоке, параллельно с постройкой новых. Лодки Пр.949А изначально создавались как носители ПКР и более приспособлены под носителей современных ПКР.

Остается один вариант, утилизация, так как оружия на них уже нет. Корабли во многом уникальны и многие механизмы у них уникальны. Возрождать производство уже устаревших механизмов ради 3-х лодок бессмысленно. Это огромные затраты, по большей части трудовой и это время! Производство 4-го поколения уже отлажено, серия достраивается и возможно будет продолжена, пока все РПКСН 3-го поколения не заменят. А модернизация этого монстра займет годы, все новое, все впервые, имеет ли смысл вкладывать силы и деньги? Или пустить на новые лодки?

На мой взгляд, самым правильным решением было бы оставить один ракетоносец в качестве музея, лодка уникальная! Это самый болшой подводный корабль из когда-либо построенных. Я надеюсь что руководство страны оставит один корабль в качестве памяти, инженерам создавшим его и военным морякам!!!