Атомная «Лира» лодка проекта 705. Которая опередила свое время.


Этой лодки, к сожалению, строю уже нет. Это был непревзойденный подводный охотник. Лодка определила время, и была слишком хороша. Советский Флот был не готов к сложностям эксплуатации данного типа лодок. Все лодки выведены в резерв в 1997- 1998г., последняя утилизирована в 2009г. Но технологии рожденные для этой лодки живы.

Лодка в доке. Источник https://i0.wp.com/artyushenkooleg.ru/wp-oleg/wp-content/uploads/2016/02/apl-alfa-lira.jpeg

Основные ТТХ:

  • Скорость — Надводная 14 узлов (26км)/ Подводная -41 узел.(75км)
  • Глубина погружения — Рабочая 320 м./ Предельная 450 м.
  • Автономность -50 суток.
  • Экипаж 32 человека.
  • Водоизмещение — Надводное 2300 т./ Подводное 3180 т.
  • Длина — 81,6 м.
  • Ширина — 10м.
  • Осадка 7,6м.

Корпус.

Лодка похожа больше на космический корабль из фантастических фильмов. Источник https://i1.wp.com/artyushenkooleg.ru/wp-oleg/wp-content/uploads/2016/02/lira-alfa5.jpg

Корпус лодок проекта 705 это величайшее творение советской науки. Лодка выполнена целиком из титановых сплавов. Корпус обтекаемый и выгладит очень футуристично. Первая лодка была построена в 1969г. Всего было сдано 7 таких лодок. Для своего времени это было чудом техники.

Титан это самый сложный требовательный при сварке материал. Для сварки титановых конструкций требуется атмосфера аргона высокой чистоты. Для сварки обеспечивающей необходимую прочность соединений на «Севмаше «существуют специальные камеры в которых сварщики работают в костюмах похожих на водолазные. Вы только представьте что было нужно соорудить, чтобы сварить корпус подводной лодки. Говорят на Севмаше был, а может и до сих пор есть, специальный герметичный цех для сварки корпусов.

Корпус очень компактен, обтекаем как капля. Титан очень легкий и прочный материал, Он абсолютно не подвержена коррозии, если посмотреть на фот внимательно то видно, что там где краска с корпуса слезла, под ней блестит металл, нет н и капельки ржавчины. Легкость и прочность корпуса это один из факторов обеспечивающий лодке такую маневренности и скорость.

Энергетическая установка.

Так выгладит реактор Лодки пр. 705. Источник https://4.bp.blogspot.com/-QTIdy1Cbd00/WPrSRl_9u1I/AAAAAAABLSU/GC4S3rw0XFIGAJg5GUGvuzaIb6-5sqjpwCLcB/s640/Russian%2Bnuclear%2Bsubmarine%2Buse%2Bliquid%2Bmetal%2Bcooling%2Breactor%2B7.jpg

Энергетическая установка и была тем творением которое опередило время. Это был не простой водо-водяной реактор. На этой лодке, впервые, был применён реактор с жидко металлическим теплоносителем, в реакторе циркулировала смесь свинца и висмута. Это делало энергетическую установку компактной и очень мощной. На лодке стоял 1 реактор ОК-550 (БМ-40А) тепловой мощностью 155МВт. Это на 3000 т. водоизмещения.

Лодка была одновальная, мощность главного турбозубчатого агрегата 40 000 л.с. Имелось 2 турбогенератор по 1500 КВт.

Благодаря таком огромному запасу мощности лодка могла развивать скорость до 41 узла. Одна на испытаниях выдала 42 узла. Имела невиданную для АПЛ маневренность. Жидкометаллический реактор может набирать мощность практически мгновенно. Лодка могла набрать полный ход в течение 1 минуты.

Но энергетическая установка стала тем, что убило данный проект. Проблему с поддержанием температуры в реакторе решить так и не удалось. Лодки вынуждены были стоять постоянно под парами, вырабатывая ресурс.

Одна лодка была выведена из эксплуатации из-за аварии реактора, теплоноситель затвердел, что сделало невозможным эксплуатацию ПЛ.

Представители данного проекта не являлись самыми тихими лодками, да это было и ненужно. Имея такую скорость хода можно было догнать кого угодно и уйти от любого преследования.

Автоматизация.

Центральный пост АПЛ пр. 705. Источник https://2016.f.a0z.ru/10/09-4311697-imagem9vuun9j.jpg

Лодки были автоматизированы настолько что не было необходимости нести постоянные вахты в отсеках. Все управление лодкой сводилось в центральный пост, даже применять оружие можно было с центрального поста. Экипаж составлял всего 32 человека. В экипаже были только офицеры и мичманы.

Но сокращенные экипажи имели достоинства и недостатки. С одной стороны экипаж состоящий из опытных офицеров и мичманов имеет более высокую выучку чем матросы сочники. С другой стороны недостаток рабочих рук делал практически невозможным обслуживание лодки в море.

Вооружение.

Торпедные аппараты. Источник https://2017.f.a0z.ru/03/25-4770425-705ta.jpg

Лодка имела 6 торпедных аппаратов калибром 533мм. Аппараты были тоже революционными. Они были гидравлические, пуск торпеды осуществлялся не воздухом, а водой. Такая система позволяла применять оружие с любой глубины погружения.

Вооружена лодка была торпедами различных типов и минами. Боезапас 20 торпед, или 24 мины.

Заключение.

Лодка для 1969 г. была просто чудом инженерной мысли! Ни одно государство в мире не смогло повторить ничего подобного и сейчас. Но высокая степень новшеств сделала лодку очень дорогой в постройке, и сложной при обслуживании и эксплуатации. В тяжелое время 90-х годов лодки были выведены в резерв, не без помощи наших вероятных «Друзей», котные сделали все чтобы лодки попали в списки по сокращению вооружений. Так как поддерживать реакторы было нечем то теплоноситель затвердел, и лодки превратились в металлолом. Хоть их было в строю всего 6 штук они могли здорово подпортить нервы нашим противникам. Характеристики у них были за гранью фантастики. Но ничего не пропадает даром. Хоть лодки и канули в историю и теперь остались только на фото и в памяти их бывших экипажей. Технологии отработанные в далеких 70-х годах живут и сейчас. Создаются реакторы на быстрых нейтронах, они тоже имеют жидкометаллический теплоноситель, примером может стать Энергоблок БРЕСТ. Создан подводный беспилотник «Посейдон» который имеет такую же по типу энергетическую установку. Я думаю что и другие новшества тоже нашли свое место на строящихся новеющих ПЛ. И лодки 4-го поколения займут достойное место в рядах Российского Флота.

Интересные факты:

  • Такая лодка могла лечь на циркуляцию и развернуться на 180 градусов всего за 42 секунды. Для атомной ПЛ это очень круто.
  • В то время торпеды не имели такой скорости хода как сейчас и лодка могла уйти не то что от любого преследования, но и от атакующей ее торпеды.
  • За 20 лет службы лодке проекта 705 случилась всего одна авария. Ни один член экипажа не пострадал.
  • В одном документальном фильме я слышал интервью офицера служившего на данных лодках, он сказал что все-таки 1 матрос состоял в экипаже, и это был кок.