Ядерный Апокалипсис: схватит ли Россия за горло агрессора «Мертвой Рукой»?


Ядерный Апокалипсис: схватит ли Россия за горло агрессора «Мертвой Рукой»?

Отвечу на вопрос постоянного Читателя с философским ником «Жизнь, как она есть», желающего узнать: существует на самом деле главная сверхсекретная разработка времен СССР в сфере ядерной безопасности и ракетно-ядерного сдерживания под названием «Мертвая рука» (по западной терминологии, второе имя «Машина Судного дня»)?

В популярном изложении, как некая полностью автоматическая система, чтобы Москва смогла ответить на ядерную агрессию, даже если командование и военно-политическое руководство будет уничтожено в результате удачного превентивного удара со стороны США или их союзников. По легендам, система называется «Периметр», центр принятия последнего для планеты решения находится в глубине скальных пород Уральских гор. «Мёртвая рука» подключена к сотням датчиков, которые сообщают о ядерных взрывах на нашей территории.

Когда время ожидания нажатия «Красной кнопки» от командования не поступило, а рекой идёт информация различных данных: сейсмические колебания, электромагнитное излучение, ионизирующее состояние атмосферы и прочее, прямо указывающее на ядерный удар противника, «Периметр» запускает «командную ракету», которая пролетает по определенному маршруту, рассылая сигнал, активирующий стратегические ядерные силы по всей стране. «Добро» к атаке получают и неядерные, подводные ракетоносцы, стратегические бомбардировщики и тд.

Ищем концы…

Итак, главными паникёрами, заслышав фразу «Мёртвая рука» являются … британцы, чуть меньше беспокоятся янки. Англосаксы знают больше о ней, нежели ухмыляющиеся русские, не шучу. Со времён Скрипалей, когда отношения России с наглами пробили дно, пресса острова сошла с ума, рассказывая жуткие истории «мы все умрём». На что они опирались? На интервью бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковника Виктора Есина газете «Звезда», который заявил:

«Система «Периметр» функционирует, она даже усовершенствована. Но когда она сработает, у нас уже останется мало средств – мы сможем запустить только те ракеты, которые выживут после первого удара агрессора»

Американские журналисты вспомнили об авторе книги «Периметр» Дэвида Хоффмана, который и ввёл в обиход термин «Мёртвая рука». Остальное додумали, накрутили жути и лютого страха. С главным, очень правильным акцентом: неотвратимость ядерного возмездия со стороны России будет абсолютной, даже если не останется ни единого живого русского!

Так выглядит очень полезная легенда (иллюстрация из открытых источников)

Копнём глубже эти страхи, ведь есть еще один термин из 60-ых годов прошлого века — «Машина Судного Дня», как некий протокол ядерных сил СССР и США, базировавшийся на концепции гарантированного взаимного уничтожения. Это байки и теория, такого никогда не было. Тем более, некой Машины, искусственного интеллекта, отдающего приказ на запуск ядерных арсеналов без разрешения человека. Но «Периметр» же существует?

Конечно. О нём в 2009 году рассказал один из его разработчиков, Владимир Ярынич в интервью журналу «Wired», которое старательно не замечают «западные коллеги». Нужно помнить, товарищ полковник с 2001 года являлся профессором Калифорнийского университета Сан-Бернардино. И не говорил о «Мертвой руке», как автоматизированном комплексе гарантированного возмездия. Он просто сообщил:

«Система спроектирована так, чтобы находиться в состоянии покоя, пока не будет активирована высокопоставленным чиновником в случае наступления кризиса. Только после этого Система при помощи датчиков начинает вести мониторинг сети сейсмических, радиационных и воздушных датчиков давления на наличие признаков ядерных взрывов. Затем должна произвести проверку четырех алгоритмов-предложений «если/тогда».

Объясняю. «Периметр» активируется Человеком, пытается удостовериться, что по России наносятся ядерные удары. От одного взрыва, до нескольких. Первый этап считается пройденным, если найдены подтверждения. Автоматически оповещается Генштаб. Если связь нарушена, задействуется второй протокол – поиск других ответственных лиц и штабов, которые будут принимать решение об ответном ударе. Если связь функционирует нормально, система переходит в режим сбора дополнительных данных. Коль новых атак не зафиксировано, — через час отключается.

Допустим, Генштаб уничтожен. Либо линия связи повреждена. «Периметр» тогда делает вывод: страна атакована, положение чрезвычайное. Переберёт заложенные алгоритмы, передаст полномочия на запуск ядерных ракет тому, кому положено это сделать. Министру Обороны, его заместителям, высокопоставленным офицерам РВСН, имеющим право на принятия решений. То есть, сигналы поступают в особо защищенные бункеры, где круглосуточно дежурят специальные люди. От генералов, до зелёных лейтенантов, едва окончивших военное училище.

Командный пункт РВСН (Власиха) (из открытых источников)

Сама система «Периметр» или кому как нравится – «Мертвая рука» не имеет допуска, полномочий и технических возможностей запускать ракеты самостоятельно, пусть даже все датчики сошли с ума, а на страну горохом сыплются ядерные заряды супостата. Это просто система связи, глубоко эшелонированная, надежная и секретная. Обязанная при любой погоде, донести информацию до «центров принятия решений».

Второй и главный миф «Мёртвой руки» — некая «командная ракета», фото которой часто используют в качестве доказательства существования Системы. Да, такие припасы существуют. Как последняя страховка и гарантия, что информация будет донесена до исполнителей. «Периметр», если все линии связи оборваны, запускает несколько изделий «МБР УР-100», у которых вместо боевой части — мощные передатчики, которые и оповестят защищенные бункеры и командные центры. Никаких «красных кнопок» сигналы не активируют, решение опять-таки принимают люди.

Модернизировалась «Мёртвая рука», как говорил генерал-полковник Виктор Есин с тех давних пор? Наверняка, еще в советское время началась работа по расширению возможностей Системы, чтобы передавать сигнал по ответному ядерному удару на подводные лодки. И опять же … окончательное решение принимает командир субмарины, шахты не отроются по некоему универсальному сигналу-отмычке существующих предохранительных систем безопасности «от дурака».

Пуск Булавы  (иллюстрация из открытых источников)

Была попытка автоматизировать «Периметр», что тоже чистая правда. В 1993 году бывший заместитель директора ЦНИИМАШ Виктор Суриков рассказывал: предлагалось за счет систем ЭВМ «искусственного интеллекта» сделать страховку в принятии последнего решения, если командование отрезано от цепочек передачи приказов. А сейсмические, световые и радиационные датчики сообщают о нарастающих ударах. Но после обсуждений, маршал Сергей Ахромеев запретил впредь заикаться об участии умной машинерии в таких ответственных вещах.

Реальность

Итак, что такое «Периметр» (индекс УРВ РВСН — 15Э60)? Это командная система, предназначенная для гарантированного доведения боевых приказов от высших звеньев управления (Генштаб и Управление РВСН) до командных пунктов и отдельных пусковых установок стратегических ракет.

В случае повреждения основных линий связи. Основной аргумент «Периметра» — радиопередатчик, установленный на баллистической ракете. Которая пролетает над территорией страны, оповещает отдельные командные пункты и пусковые установки МБР о начавшейся агрессии на страну с применением ядерного оружия. Только факты:

  • командные ракеты комплекса 15П011 «Периметр» разработаны КБ «Южное» на базе ракет «15А16» (МР УР-100У).
  • оснащены специальной головной частью «15Б99» с радиотехнической командной системой для обязательного доведения боевых приказов центрального командного пункта до всех нижестоящих пунктов и пусковых установок в условиях воздействия ядерных взрывов и активного радиоэлектронного противодействия
  • техническая эксплуатация ракет идентична эксплуатации базовой ракеты «15А16», Пусковая установка «15П716» — шахтная, автоматизированная, высокозащищённая, не исключается возможность базирования ракет в других типах пусковых шахт.
  • разработка командной ракеты начата по ТТТ Минобороны в 1974 году. Испытания проводились на Байконуре с 1979 по 1986 гг., шесть признаны успешными и один — частично успешным.
(иллюстрация из открытых источников)

Можно было догадаться…

Чтобы поверить в невозможность существования «Мёртвой руки», достаточно обладать зачатками знаний о развитии радиоэлектроники в те времена. Первая отечественная персональная ЭВМ «Агат» (1984 г.) — это разрядность 8 бит, тактовая частота 1 МГц, объем памяти… в десятки тысяч раз меньше, чем у первых смартфонов. Да, для военных нужд, особенно «ядерного щита», можно было спрятать под землёй «вычислительные центры» с сотнями метров шкафов, где обрабатываются бесчисленные варианты на основании поступающих данных от датчиков, но простите – это настоящий ИИ!

Древняя ЭВМ должна проверять достоверность поступающей информации, оценить степень угрозы, рассчитать адекватный ответ, еще раз проанализировать телеметрию постов РВСН, уровень радиации и сейсмической активности в огромной стране, получить убедительное доказательство о начавшейся войне по интенсивности переговоров на секретных военных частотах в СССР и США.

Правильно оценить причину возникновение точечных источников ионизирующего и электромагнитного излучения. Привязать данные к координатам, насколько они соответствуют стратегически важным объектам. А параллельно выяснить … действительно погибли все офицеры во всех командных бункерах? Если ответ «да» – … весь мир в труху!

То есть, древний «искусственный интеллект» должен был частым гребнем прочесать всю структуру военно-политического руководства страны, спуститься на уровень Генштаба, после – на нижестоящие уровни, чтобы убедиться: система «Казбек», пресловутые «ядерные чемоданчики» — безмолвствуют. Затем проверить остальные терминалы, ответственные за приведение в действие ядерных арсеналов. Вы верите в существование подобной ЭВМ, с подобным уровнем производительности?

И самое главное … подключив только логику, можно понять: сам «Периметр» времен СССР был уязвим неимоверно. Ведь одним из основных поражающих факторов ядерного взрыва является электромагнитный импульс, выводящий из строя любую электронику. Ни о какой боевой устойчивости ЭВМ 70-80-ых годов разработки нельзя говорить, если не спрятать бесчисленные шкафы вычислителей на километр под базальтовые породы. А если повредят линии связи?

(иллюстрация из открытых источников)

То есть, даже теоретически было невозможно создать такой высокопроизводительный и защищенный вычислительный центр с элементами ИИ на той компонентной базе, которая была в распоряжении СССР. А в случае ядерной войны большинство датчиков (поверхностных, на минутку) выводятся из строя, либо данные невозможно передать на тысячи километров. Главное на войне — это связь, передача от головы к рукам четких и понятных приказов, вот смысл и функционал «Периметра».

Коллеги «Периметра»

Считается (с большой натяжкой), что Британия разработала собственную «Мертвую руку». Отчасти верно, ведь каждый премьер-министр снабжает «письмами последней надежды» командиров четырех подводных лодок с имеющимися там ядерными ракетами «Трайдент». Они написаны от руки в первый день появления нового лидера на Даунинг-Стрит 10, спрятаны в специальные конверты и особые сейфы на командном мостике субмарин. Открывать их положено в случае передачи сигнала: состоялась ядерная атака, Кабинет Её Величества погиб вместе с премьер-министром.

Тексты писем ни разу не утекали в прессу, при смене руководителей в Лондоне, специальная коллегия военного министерства прибывает на подводные лодки, письма изымаются, в присутствии капитана сжигаются. Что там – неизвестно, можно только гадать. Военные историки полагают, что возможны четыре варианта возможных действий: нанесение ответного ядерного удара; отказ от удара; принятие решения на свое усмотрение; переход под командование союзного государства.

(иллюстрация из открытых источников)

Можно вспомнить полный американский аналог «Периметра», систему «AN/DRC-8» (Emergency Rocket Communications System) из ракет-передатчиков на базе межконтинентальных баллистических «Минитмэн-2». Никакими «супер-компьютерам» те тоже не подчинялись, запускались по приказу председателя Объединенного комитета Штабов, если было невозможно связаться с пусковыми шахтами МБР. Систему сняли с боевого дежурства в 1991 году, по окончании «холодной войны».

Кстати, была дублирующая, более примитивная «цепочка» передачи приказов под названием «Зеркало», а так же воздушные центры управления и резервные командные пункты на борту самолетов «EC-135С». Они висели в небе непрерывно 29 лет, должны были задействовать собственные протоколы активации «ядерного щита» США в случае уничтожения наземных штабов и военно-политического руководства превентивным ударом СССР. Последний «самолет Судного Дня» приземлился 24 июля 1990 года и больше не взлетал.

(иллюстрация из открытых источников)

Выводы.

Вот такая картина, мифы (надеюсь) развеяны. Единственным подтверждением существования русской «Мёртвой руки» было несколько интервью отставных военных, первое — неофициальное журналу «Wired». Дальнейшие выступления лампасоносных казенных людей выглядели завуалированной дезинформацией, что считаю полностью оправданным деянием. Пусть трепещут, паскудники этакие, в обморок своего обывателя вгоняют. И помнят … неминуемый ответ обязательно будет.

Что сегодня предупреждает Россию-матушку об ядерной агрессии? Модернизированный «Периметр» и авангардная «Система предупреждения о ракетном нападении» (СПРН). Если первый информирует командование об уже состоявшемся ударе по стране, то СПРН позволяет наносить ответно-встречный удар, когда баллистические ракеты противника еще не достигли российской территории, только покинули шахты. Но и здесь последнее решение принимают люди.

Раньше Система была сопряжена с космической группировкой предупреждения пусков баллистических ракет «Око». Но в 2019-ом году последний спутник «Космос-2430» был сведён с орбиты. Сегодня СПРН связана с новой орбитальной группировкой космических аппаратов «Единой космической системы «Купол». На 2022-ой год должны находиться на разных орбитах девять спутников предупреждения. Сколько на самом деле запустили номерных «Тундр» с 2015-го … не скажу, бо не знаю. Доклад окончен, честь имею и спите спокойно!