Уинстон Черчилль — Борис Джонсон


Уинстон Черчилль - Борис Джонсон

На фоне острой любви бывшего премьера Британии Бориса Джонсона к выдающемуся премьеру этой же страны Уинстону Черчиллю, немного расскажу о последнем. (Мы и сами стали забывчивы, полезно немного освежить память). А потом, тоже немного, и о самом Джонсоне скажу. Ну, чтобы была возможность сравнить. А уж в чью пользу сравнение – это читатель сам пусть решает.

Уинстон Черчилль

«Эгоцентричный, эгоистичный, дерзкий, с избытком уверенности в себе и отсутствием контроля» – так выглядели описания Уинстона Черчилля выходившие из-под пера его современников. В СССР, отдавая дань уважения силе его «хватки», Черчилля прозвали «английским бульдогом». Но хватка хваткой, а о противоречивости его натуры советские дипломаты тоже были прекрасно осведомлены, так же как и о пристрастиях, которых он (справедливости ради) и не думал скрывать.

Черчилля нельзя назвать традиционным политиком, традиции британской дипломатии он нарушал всегда и практически во всем. Пил – да, смолил как паровоз – да, заядлый охотник – да. Черчилль охотился на оленей в Шотландии, а на кабанов во Франции, но при этом он отчаянно любил животных – в его имении жили кошки, собаки, лошади, свиньи, рыбы и черные лебеди.

Он был крещен в англиканской церкви, но был ангостиком. В письмах к матери, он писал в 1898 году, что «не принимает ни христианские, ни какие-либо другие формы религиозных убеждений», но утверждал, что симпатизирует протестантизму, а не Римско-католической церкви, так как считал, что протестантизм «на шаг ближе к разуму». .

Он отчаянно любил Вайолет Асквит, дочь Герберта Генри Асквита, премьер-министра Великобритании в 1908-1916 годах, но оставил ее у алтаря и женился на Клементине Хозьер, которая, по утверждению Асквит, была глупой. Тем не менее, несмотря на предательство, Уинстон Черчилль и Вайолет Асквит до конца жизни оставались близкими людьми, она даже написала о нем две книги.

Бытует миф (а может и не миф), что Черчилль на самом деле является отпрыском сербской королевской линии. То, что это не классическая мифомания без опоры на реальность, говорит то, что существовала большая привязанность между Миланом Обреновичем и матерью Уинстона Дженни. В то время они оба были свободолюбивыми авантюристами, легко подружились и стали близки. (Черчилль родился в 1874 году, Милан Обренович вступил в законный брак в 1875 году). Однако английские биографы напрочь отрицают эту возможность, утверждая, что Дженни никогда бы не рискнула своим реноме и помолвкой с лордом Рэндольфом из-за короткого романа.

Детство и юность Черчилля не были безоблачными и его воспитание нельзя назвать аристократичным. Ребенком он был гиперактивным, как сейчас принято говорить, а в то время такое поведение считалось дурным. Плюс к этому у Черчилля был дефект речи, да к тому же он еще страдал и заиканием. Он упал и получил серьезнейшую травму. Череда несчастных случаев не прервалась и в поздние годы. Однажды в Нью-Йорке в 1931 году он едва не погиб в автомобильной аварии, восстанавливался он после нее очень и очень долго. И, несмотря на тяжелый опыт, Черчилль не стал осторожнее, напротив, он буквально лез на рожон. Авантюрист, что с него взять…

Еще Черчилль довольно известен, как талантливый писатель. А вот то, что он еще и художником был, об этом мало кто знает. Довольно успешную карьеру живописца Черчилль начал в 1915 году и за свою жизнь написал около пятисот работ. В живописи он был романтиком – любил сентиментальные пейзажи, близкие к стилю рококо и многие из его картин на эту тему оказались на открытках. Пабло Пикассо говорил о нем «если бы этот человек был художником по профессии, у него не было бы проблем зарабатывать себе на комфортную жизнь».

Практически все знают о том, что Черчилль был падок на удовольствия. Нормальная жизнь означала для него: хорошие сигары, качественный и крепкий алкоголь, подаваемый после сытной и вкусной еды. Он так любил курить, что во время войны, когда часто летал на самолете, ему адаптировали кислородную маску, в которую он курил, чтобы не дымить в салоне.

Ну и естественно, Черчилль был гурманом, за что в детстве даже бывал бит. Кушать он любил много, часто и вкусно. Где-то за год до его смерти супруга потребовала, чтобы он ради избавления от лишнего веса сел на диету. Черчилль же, в тайне от жены, купил весы, которые показывали меньший вес, чем настоящий.

МИФЫ о Черчилле

Фото из открытых источников

Есть еще кое-что в жизни Черчилля, о чем в нашей стране практически никто не знает. Сербский священник, архимандрит Фаддей Витовницкий объявил Иосифа Броз Тито сыном Черчилля. В одной из проповедей отец Фаддей заявил, что исповедовал человека, одержимого «злым духом», который имел представление о различных человеческих грехах. И этот демон через уста одержимого сказал, что Тито был сыном «Черчилля и какой-то еврейской проститутки». «И вот почему Черчилль послал своего законного сына Рэндольфа к Тито – чтобы братья встретились», – говорил Фаддей. Вся история была приправлена заявлениями о масонской помолвке, к которой прибегли «оба брата».

Не многие знают, что исключительно благодаря Черчиллю термин «квислинг» в честь спикера правительства Норвегии Квислинга вошел в употребление как синоним предательства. Но самое интересное слово из всех, что приписывают Уинстону Черчиллю, – это «саммит». Считается, что именно Черчилль придал этому термину смысл, относящийся к встречам глав государств и правительств, и с этим смыслом это слово и вошло во все языки мира, включая русский.

______________

Борис Джонсон

Фото из открытых источников

Ни для кого не секрет, что политическая карьера Джонсона была стремительной. За короткое время он преодолел «расстояние» от журналиста до мэра Лондона и от министра иностранных дел до премьер-министра. Точно так же, ни для кого не является секретом и тот факт, что фигура Джонсона с трудом вписывается в какие-либо социальные рамки – клоуном его не только в России прозвали. Но тайной для всех остается то, как этот человек вообще смог преодолеть все бюрократические препятствия на пути к самым влиятельным должностям, которые он занимал.

Размышляя в эти дни о Борисе Джонсоне, я не могу не вспомнить знаменитую библейскую историю: блудница, была спасена Иисусом от побития камнями фразой: «кто без греха, тот первым брось в нее камень». Так вот, Джонсон не единственный грешник, среди политических элит разных стран. Но ничьи слова не смогли защитить его от «побивания камнями».

Совсем недавно депутаты от Консервативной партии Британии выражали доверие Борису Джонсону на посту премьер-министра и, думалось, что уж год-то он должен был бы продержаться. Но нет, аргументы, представленные ВВС, звучали убедительно и, видимо, были приняты во внимание: дело близкого соратника Криса Пинчера (домогательство к мужчинам, в СССР обвинение звучало бы как мужеложество); нарастающий экономический кризис из-за роста затрат и повышения налогов; защита лоббиста Оуэна Патерсона, нарушившего правила лоббирования; «Патигейт» (вечеринки во время запрета на собрания из-за короны) и отсутствие плана действий после проведения Брекзита. Все это всплыло практически одновременно и, наконец, перевернуло «утлый челн», под командованием Джонсона.

А могло ли быть иначе, если счета за электроэнергию и газ были увеличены на 54% в апреле с объявлением о том, что в октябре будет новый рост цен на 27% процентов. Увеличение-то огромное, поскольку средняя английская семья должна была бы отдать все свои средства на оплату счетов за газ и электроэнергию. Представляете себе Англию, где нищим может стать каждый второй житель?

Во внешней политике легко стали заметны европейские разногласия. Всего через день после визита в Киев лидеров Германии, Франции, Италии и Румынии, которые пытались повлиять на Зеленского, чтобы он, наконец, пошел на урегулирование конфликта с Россией, Борис Джонсон приехал в Киев, пообещав существенную помощь при условии, что Украина не откажется от войны. (Ну а куда ж бедному Джонсону деваться, если крупный финансовый капитал заинтересован в продолжении военного противостояния?)

После всего этого Джонсону в открытую заявляли, в частности Эндрю Бриджен (представитель консервативной партии): «уйдите в отставку, иначе вы будете изгнаны своей собственной партией».

Тем не менее, говорить о Борисе Джонсоне, выпускнике Оксфордского университета в области классических наук, все равно что говорить о легенде, которая живет «рядом с нами». Дело в том, что какую бы должность не занимал Джонсон, везде и всегда за ним тянется «хвост» из ошибок и оплошностей. Естественно такое положение дел не может не вызывать подозрения, тем более что, всякий раз «падая с высоты», Джонсон не расшибался, а вставал и… возвращался, но на более высокий пост. (Так и хочется спрогнозировать его скорое возвращение, но уже в королевском качестве. А что? Вдруг там так наинтригуют, что решат свергнуть Виндзоров и укоролить Джонсонов).

Одно время за Джонсоном закрепилась слава, как за человеком блестящего интеллекта, обладающего редким талантом выбирать в сложных ситуациях оптимальные стратегии для достижения целей, недостижимых для других, будь то развитие его личной карьеры или реализация идей, которые он отстаивает. Но гремела эта слава не долго. Только, вроде его таковым и начали воспринимать, как он тут же выкинул очередной трюк и … прослыл в простом английском народе, клоуном.

Мало кто знает, что Борис Джонсон, был корреспондентом в Белграде во время бомбардировок Югославии, что должно бы было, хоть в какой-то мере, дать ему представление о том, что за страна такая Сербия и что за народ сербы но… увы. (Про Россию я уже и не говорю).

Джонсон громил и Сербию, и Венгрию, и Россию «за неуважение к закону», но его же правительство обвиняет его в неуважении к верховенству британского закона. И ладно бы, это неуважение шло на пользу Британии и ее жителям, но нет… Не уважает, «потому что не уважает»!

Фото из открытых источников

Но! Я же не зря говорила о великой любви Джонсона к Черчиллю. Книга Джонсона «Фактор Черчилля: как один человек создал историю» довольно высоко оценена западными политиками, историками, обществом… Книга-то оценена, а вот сам Борис, подвергнут осмеянию. И, думается, невзирая на потуги Джонсона соответствовать великому предшественнику, в анналы Английской истории сам он войдет как одиозный выпивоха.

Хотя, мы же понимаем, что это еще не конец истории и у славного выпивохи Бориса Джонсона впереди еще много возможностей прославиться. Он снова может стать депутатом, как и его кумир Черчилль, но Эндрю Гимсон, автор биографии Джонсона, заявляет, что Борис будет писать книги, заниматься журналистикой и выступать с речами – «Неотразимо обаятельный, харизматичный и чуткий, он ясно дополняет свои неясные мысли удачными шутками».

А еще, невзирая на Брекзит, Джонсон «вострит лыжи» в функционеры ЕС – чем он не Урсула фон дер Ляйен? Ну а на самый крайний случай, Джонсон решил, что будет руководить НАТО.

И, судя по его навыкам, кажется, что спустя немного времени амбиции Джонсона могут быть удовлетворены.