Всеми любимый советский телесериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимался на Ленфильме в 1979-1986 годах. Сериал запомнился обаятельными героями, чьи реплики разошлись на цитаты. А атмосферу Викторианской Англии создали реальные здания Петербурга и Прибалтики.
Режиссер всех серий и соавтор сценария Игорь Масленников недавно ушел из жизни в возрасте 90 лет. Давайте вспомним готические уголки со съемок его шедевра.
Серия «Знакомство»
Натурой для многих эпизодов этой серии стала Рига. В первом же кадре, где Семфорд ведёт Ватсона к Холмсу, трудно не заметить на фоне готические вимперги и шпили Латвийской Академии художеств. Там же Ватсон беседует со Стемфордом, узнаваемый профиль мелькает в эпизодах других серий.
Это бывшее здание Коммерческой школы при Рижской бирже, построенное в 1904 году. Архитектор Вильгельм Бокслаф придал зданию черты кирпичной готики с множеством затейливых деталей. Кстати, профиль этого здания можно увидеть в декоре станции метро Рижская в Москве.
Серия «Кровавая надпись»
Помните потрясающий кадр с особняком на закате? Заброшенный дом, который по сюжету стал местом убийства Дреббера, послужила бывшая дача княгини Елизаветы Салтыковой на севере Санкт-Петербурга.
Особняк как нельзя лучше подошел на роль – он построен в духе английской готики в 1837-1840 годах по проекту архитектора Петра Садовникова. В другом эпизоде в кадре крыльцо здания.
Княгиня, в девичестве Строганова, получила участок от своего отца. Помимо дома дача включала служебные постройки и каменные ворота в стиле неотюдор. В кадре к воротам пребывает Холмс, где его уже ждут констебли.
Ворота сохранились, а вот пейзаж изменился до неузнаваемости.В нескольких метрах от особняка уже тогда в 80-е построили метро Черная речка, многие деревья вырубили, под воротами появился подземный переход. Вместо парковой дорожки, по которой ехал экипаж, теперь многополосное шоссе…
Сам особняк Салтыковой за свою историю успел побывать детским домом, школой, родильным отделением и профилакторием. Во время съемок он действительно был заброшен. Состояние интерьеров можно оценить в момент осмотра тела Дреббера – эпизод снят в самом особняке. Сейчас здесь пекарня и торговые помещения.
В той же серии есть эпизод, где Холмс читает лекцию инспекторам. Сцена также снималась в Риге на площади Гердера – справа видны стрельчатые окна средневекового готического Домского (Кафедрального) собора.
Символ города был заложен в 1211 году основателем Риги епископом Альбертом Буксгевденом и достроен немецкими мастерами к 1270 году. Однако собор неоднократно реконструировали. В конце 16 века на башне появился деревянный шпиль, а в 1766 году довершение перестроили в стиле барокко.
Серия «Король шантажа»
В качестве Дома Милвертона для эпизодов этой серии был выбран дворец «Коттедж» в парке Александрия в Петергофе. Скромный дворец в духе английских загородных вилл – любимая летняя резиденция Николая I. Дворец строился для супруги императора, в честь Александры Фёдоровны имение и получило свое название.
Дворец был выстроен в 1826-1829 годах по проекту архитектора Адама Менеласа и полностью выдержан в готическом духе – от деталей фасада, до интерьеров мебели и элементов убранства.
Особенный уют создают овитые плющом террасы. В 1842 году здание расширили, пристроив столовую. Сейчас во дворце музейная экспозиция.
Серии «Смертельная схватка» и «Охота на тигра»
Сразу в двух сериях есть эпизоды с очаровательным профилем бывшей Евангелической женскойбольницы в Санкт-Петербурге работы архитекторов Р.Б. Бернгарда и О.Г. фон Гиппиуса.
Кирпичное здание построено в стиле неоготики 1871 году. С советских времен там находится НИИ фтизиопульмонологии, где лечат болезни лёгких.
В серии «Смертельная схватка», когда Холмс уходит по крышам, можно увидеть одну из башенок фасада со двора больницу. Профиль здания с башенкой также угадывается в эпизоде, когда Холмс везёт Ватсона закоулками уже по сюжету следующей серии – «Охота на тигра».
Серия «Собака Баскервилей»
Многие эпизоды серии «Собака Баскервилей» снимались в Таллине, в Эстонии. Например, когда Холмс и Ватсон в шпионской сцене замечают слежку за наследником, в кадре мы видим улочки Старого города в Таллине. В центре кадра можно обратить внимание на жёлтый фасад с готическими орнаментами и стрельчатыми окнами.
Это здание Гильдии Святого Кнута – объединения немецких ремесленников. Ещё один образец в стилистике английской тюдоровской готики в нашем списке.
Здание построено в 1860-е годы архитекторами Ф. Кордесом и Н. Егорьевым. На фасаде установлены скульптуры основателя гильдии Святого Кнута и реформатора церкви Мартина Лютера.
В той же серии нас погружают в атмосферу британского готического замка. Впрочем, в роли Баскервиль-холла в рассказе Мортимера фигурирует замок Николая фон Глена – архитектора и землевладельца, построенный на холме Нымме близ Таллина в 1886 году.
После революции замок был разорен и долгое время заброшен. После восстановления в 1960-х годах он был передан Таллинскому техническому университету.
В городской черте Таллина сохранилось и другое имение с виллой в готическом духе – замок Мариенберг (по-эстонски Маарьямяэ). Он был построен в 1870-е годы для генерал-лейтенанта графа Анатолия Орлова-Давыдова и назван в честь его супруги и дочери (обе Марии).
Сто лет спустя замок также выполнил роль Баскервиль-холла. Его профиль можно увидеть в нескольких эпизодах, например в сцене проезда через ворота. Сейчас в этом здании располагается Эстонский исторический музей.
Серия «Сокровища Агры»
Эпизоды серия «Сокровища Агры» с домом Бартоломью Шолто или «Пондишери-Лодж» снимались в Ленинграде на Каменном острове, где находится особняк Марии Клейнмихель (сейчас в ведении управделами президента России).
Дом графини конца 19 века неоднократно перестраивался в стиле модерн с чертами плотницкой готики и даже фахверка. Интересен фасад парадного входа с остроконечным готическим вимпергом. Также в эпизодах серии есть кадр с воротами дома.
В той же серии есть сцена у алтаря церкви Святой Моники. Этот эпизод снимался в кирхе Святого Иоанна в Таллине, заложенной в год 1000-летия Российского государства в 1862 году. Церковь возведена по проекту эстонского архитектора Августа Габлера.
Над убранством интерьера работал целый ряд мастеров. В кадр попал алтарный образ Христа работы профессора петербургской Академии изящных искусств Карла Готтлиба Венига. В 30-е годы церковь хотели снести, но, к счастью, этим планам не дали ход.
Готические места можно увидеть во всех сериях, кроме «Двадцатый век начинается». Кстати, несколько сцен серии снимались на Смоленском кладбище Петербурга, где находится множество ярких готических памятников. Но в кадр они не попали.