Одной из главных новостей уходящей недели стало предложение России переместить транзит российского газа с утопленных северных потоков в более безопасное Чёрное море, где вероятность терактов гораздо ниже.
Дело оказалось не только в безопасности, но и в сроках восстановления. Ремонт Северного потока-1 оказался под большим вопросом, потому что из-за санкций там ещё необходимо поменять турбины на отечественные.
Немецкие турбины стали музейными экспонатами в личной коллекции Шольца. А без турбин ремонт газопровода не имеет практического смысла. Но проблема, по заявлению Миллера, состоит в том, что для своих турбин надо строить новые компрессорные станции. А ещё менять километры затопленных морской водой труб и всё это крайне трудоёмко.
Предварительные расчеты, по словам Миллера, показывают, что «гораздо быстрее можно построить всё заново». «Никто не сказал о том, что наши европейские партнёры или Германия желают восстановления взорванных ниток. Это первое. Второе, есть регуляторные вопросы, есть вопросы санкционные, есть вопросы юридические. И есть вопросы экономические — Миллер.
А раз построить заново быстрее и проще, то может действительно быстрее и проще договориться с Эрдоганом? Чем ждать прозрения немцев и смещения с поста Шольца, с которым всё равно ни о чём не договориться, потому что он американская марионетка, а Эрдоган нет.
Вот между Путиным и Эрдоганом и прошёл разговор о создании в Турции газового хаба. В практической плоскости это означает что-то вроде воскрешения проекта «Южный поток». Этот проект изначально предполагал строительство четырёх ниток мощностью 63 млрд. кубов.
Но затем данный проект из-за русофобской позиции Болгарии, через которую должен был пройти этот маршрут, был преобразован в менее мощный «Турецкий поток» — в две нитки мощностью 31 млрд. кубов, из которых одна нитка обслуживает потребности самой Турции. Турки оказались умнее болгар и сидят теперь с газом, но Эрдоган не прочь закрепить успех и превратить Турцию в новый газовый хаб для Европы.
Для него это выгодная возможность получать хорошие деньги за транзит нашего газа, от которых по глупости и преклонению колен перед США отказались другие страны, о чём наверняка сейчас сильно сожалеют.
Для нас же это усиление влияния на Турцию. У России уже есть некоторые рычаги влияния — например поток российских туристов. Газовый вентиль, обслуживание атомной станции и транзитные платежи, несомненно, тоже внесут свою лепту в укрепление взаимопонимания.
Турцию фактически уже и так можно назвать начинающим газовым хабом, потому что через её территорию проходит не только «Турецкий поток», но и газопровод из Азербайджана «TANAP», мощность которого также планируется увеличить вдвое — с 16 до 32 млрд. кубов.
Кроме того, турки планируют разрабатывать собственные месторождения газа, одним из которых может стать «Афродита», за которое у них идёт спор с греками. Хотя запасы там небольшие и хватит их лишь самой Турции, да и то ненадолго. Но формально газовым хабом называется распределительный центр, куда сходятся различные газопроводы, СПГ-терминалы и порты. Такие тенденции у Турции есть.
Получается, что так или иначе, независимо от того, что в итоге решат наши власти, Турция в перспективе станет газовым хабом, а весь вопрос сводится к тому — строить или не строить нам ещё две нитки в Европу через территорию Турции, чтобы компенсировать вывод из строя СП-1.
Изучая сообщения СМИ по поводу переговоров о новом газовом хабе вместо взорванных северных потоков, я выделил для себя ключевое — что это решение зависит не только от Путина и Эрдогана, но и от самих европейских стран. Если с их стороны не будет такого запроса, то и строить нет смысла. Вот что сказал по этому поводу Александр Новак:
Если будет спрос, то эта потенциальная дополнительная мощность может быть использована для поставок газа европейским клиентам через Черное море и Турцию.
И тут наверняка многие читатели начнут вопрошать — ну сколько можно уже поставлять европейцам газ и подстраиваться под их хотелки? Но не спешите, уважаемые читатели, с выводами. Тут есть некоторые нюансы.
Дело в том, что глубина дна в Чёрном море существенно больше — 2 км. против 200 метров в Балтийском море. В более глубоком Чёрном море у России пока нет опыта и технических возможностей укладки труб , мы и на меньшей глубине возились почти целый год с 6-ю процентами недостроенного участка СП-2, а тут целый газопровод на такой глубине.
«Турецкий поток», к слову говоря, строила швейцарская компания Allseas. И вряд ли мы сами потянем подобный проект. Значит укладкой и в этот раз должны заняться европейские компании. Но как и в истории с СП-2 этому мешают пресловутые европейские и американские санкции.
Так что в Европе должны для начала послать очень далеко Вашингтон и отменить санкции против РФ, чтобы подобный проект вообще мог быть технически реализован. То же самое касается уцелевшей нитки СП-2. Без отмены санкций её запуск едва ли представляется возможным. Это же подтвердил сегодня Путин на пресс-конференции в Астане:
Они [»Северный поток» и «Северный поток — 2»] хоть и не работали, но это был такой элемент надежности, что в крайнем случае их можно было бы включить. Но теперь такой возможности нет. Хотя там одна нитка все-таки, видимо, в рабочем состоянии. Но решение не принимается и, судя по всему, вряд ли будет принято. Но это уже не наше дело, это дело наших партнеров — Путин.
Так что можно с уверенностью сделать вывод, что без учёта интересов России новых поставок газа в Европу по новым маршрутам не будет. И вкладывать в это средства будут уже сами европейцы. Россия не будет дважды наступать на эти грабли и рисковать деньгами. А вот если Европа вложится, то ей уже точно придётся запускать газопровод, чтобы отбить вложения в его строительство. И история, как с СП-2, не повторится.
Если СП-2 когда-нибудь и будет запущен, а мощности Турецкого потока увеличены, то это будет сделано уже для какой-то другой Европы, не для этой. И если что-то вообще поменяется в перспективах Европы, то уж точно не сегодня — прокладка новых труб это годы работы. А за годы переговоров и укладки труб от европейской промышленности и былого уровня жизни в любом случае уже мало что останется. Но Путин всё равно должен был перекинуть мяч на сторону европейцев.
Какое бы решение ни приняли в будущем новые европейские правительства или старые, которые будут до последнего держаться за власть, что бы ни решил сам народ Европы, наши власти в любом случае повели себя достойно, не став надсмехаться на европейцами на высшем уровне и говорить, что «больше никакого газа не будет, замерзайте там».
Если европейцы добровольно откажутся от газа из России, то какой в этом случае с самой России спрос? Никто не сможет предъявить нам, что это русские ограничили европейцам доступ к своему газу. Путин не отказывался запустить СП-2 и проложить новые трубы через Турцию, и это зафиксированные СМИ и самой историей факты.
А история и репутация страны — очень важный актив, который потом долгие годы работает на пользу или во вред, смотря кто как себя ведёт в политике. Репутация СССР и адекватное поведение России помогли нам в непростые годы перестройки сохранить позитивный образ, например, в Африке, а в последние годы значительно укрепить его и начать выгонять оттуда наших «европейских партнёров» — с помощью концертов Вагнера.
В то же время репутация эксплуататоров и рабовладельцев начала работать в той же Африке против Запада. А США своим надменным поведением стремительно теряют позиции на Ближнем Востоке, чего буквально несколько лет назад нельзя было даже себе представить.
Многие несмотря на это всё равно возмущаются — зачем России следить за своей репутацией? Но репутация, так или иначе, ощущается и в плане материального достатка. Например, потеря американцами влияния на Ближнем Востоке вылилась в подорожание в США бензина, а России укрепление влияния среди арабов позволило удержать цены на нефть.
Поэтому Россия остаётся открытой к запросу Европы на наш газ. И предлагает различные схемы и пути его доставки. Но если эти безумцы сами себя топят и не желают хвататься за спасательный круг, то это уже их личное дело и ничего потом предъявить России они уже не смогут.