Россия практически незаметно перевела свои ракеты на новый вид топлива, который больше нигде не производится


Почему незаметно? Понятия не имею, но СМИ об этом как-то не особо распространяются.

Вот, когда пьяный актер влетает в ДТП – об этом месяцами мусолят по всем каналам, превращая новость не просто в шоу, а в какой-то сериал на 1000 серий.

Но когда в России происходят какие-то революционные изменения в науке и технике – об этом напишут разве что скромную заметку в какой-нибудь региональной газете.

А потом по интернету ходят вот эти зомби, у которых Россия, оказывается, «даже трусы и носки делать не умеет!». Только нефть качать, причем методом: «Ты палку воткнул и она побежала. Причем сразу на НПЗ в Германию».

Тихая революция

Не многие знают, но одним из самых распространенных видов топлива для ракет, которые отправляют спутники и космонавтов в космос, является керосин.

Да-да. Так же, как и в самолетах, например. Конечно, «космический» керосин немного отличается от авиационного, но по сути это то же топливо, что и в пассажирских самолетах, на которых многим из нас доводилось летать.

Просто самолет берет окислитель (атмосферный кислород) из окружающего воздуха, а вот ракета вынуждена нести запас окислителя (жидкий кислород) с собой. Горит же, что в самолете, что в ракете – керосин (например, его используют в знаменитых двигателях РД-180, которые у нас до недавнего времени покупали американцы).

При этом, у керосина есть как свои плюсы (дешевый, относительно экологичный, простой в хранении и транспортировке и т.д.), так и существенные минусы.

В частности, керосин дает большое количество нагара, который оседает на внутренней части двигателя, снижает его энергетическую эффективность и ухудшает теплоотдачу (двигатель сильнее нагревается).

Кроме того, керосин не обладает таким хорошим удельным импульсом (грубо, говоря, «мощи в нем мало»), как тот же водород, об использовании которого в ракетах грезят американцы.

В этой связи в России еще с 2017 года ведутся эксперименты по использованию совершенно нового ракетного топлива, которое называется:

Нафтил

К сожалению, что конкретно из себя представляет это топливо – мне найти не удалось. Создается ощущение, что его состав попросту засекречен.

Известно лишь, что с осени этого года все ракеты, которые будут стартовать с космодрома «Восточный» (это ракеты «Союз» и «Ангара») начнут заправляться нафтилом.

Главные преимущества нафтила:

  • Он очень экологичен (пишут, что максимально экологичен по сравнению с тем же керосином, и уж тем более сверхтоксичным гептилом)
  • Он не создает нагара, как керосин, а значит увеличится КПД и снизится нагрев двигателя
  • Его удельный импульс выше, чем у керосина. То есть тяга такого двигателя будет сильнее, если говорить по-простому.
  • При этом, не потребуется существенной доработки двигателя, чтобы перевести его с керосина на новое горючее (я так понимаю, это примерно как перевести двигатель автомобиля с бензина на газ).
Ракета "Протон", летающая на гептиле – его токсичность запредельна и потому аварии очень опасны

Самое интересное, что нафтил производит одна единственная компания в мире – «Ангарская нефтехимическая компания«. Она располагается в Иркутской области (в городе Ангарск) и является дочерней компанией «Роснефти».

Это дает нам хоть какой-то намек на источник происхождения нафтила. Скорее всего, его делают из нефти, как и керосин.

Разговоры о том, что ракетная отрасль уперлась в некий потолок и ей нужен переход на новые виды топлива, ведутся давно.

Да, большие надежды возлагаются на водород. Однако для его использования нужно создавать новые двигатели.

А вот нафтил – безопасен и он не требует новых двигателей, его можно заливать в то, что уже есть. Это создает некоторое преимущество уже сейчас, а не когда-то там в будущем.

То есть можно спокойно продолжать вести разработки водородных двигателей, но пока летать на более совершенном, чем керосин, нафтиле. Такая вот история 🙂